Жилой дом со встроенными помещениями и гаражом

Как я сюда вписался

Мне тогда хотелось проектировать жильё, а в «Скандии Консульт», где я работал, занимались в основном промом. И вот я, пользуясь знакомством, перешёл в «Студию М4». Было это в феврале 2001-го года. И я сразу попал на этот дом, который начали проектировать незадолго до этого.

Как шла работа

Было это в основном так: Сергей Гурнов рисовал всё на кальках, мы с Ромой Доминовым в Автокаде переводили нарисованное в рабочие чертежи, Денис Шавкунов тут же отвозил их на стройку, где по ним «с листа» велась кладка. Стадия «проект» в КГА согласовывалась когда-то потом, между делом.

Мой вклад

Планы, фасады и разрезы мы с Ромой делили, кроме этого моими были лестницы, ограждения и целая куча узлов кровли, среди которых моему напарнику особенно понравился один, напоминающий автомобильную наклейку с человечком на четвереньках. Это была всё работа техническая, а из того, что повлияло на облик дома, своим вкладом я считаю парапет-портик над стилобатом. Его я предложил, когда Сергей мне доверил работу над лестницами, ведущими на стилобат, и сам разработал — из металлических труб, уголков и листов ЦСП.

Перепланировки

Ещё один, уже давно ушедший из проектирования момент: перепланировки квартир по просьбе жильцов во время строительства, до передачи чертежей в ПИБ. Ценны были общением напрямую с заказчиком, и видимой (к тому же ощущаемой в кармане) ответной реакцией на твой труд. Было как-то не так, а сделал, как человек хотел, или даже предложил что-то лучше, о чём он сам не догадывался — и ему хорошо, и тебе приятно. Даже сейчас помню — одному жильцу, психологу по профессии, в двухэтажной квартире под крышей втиснул ещё низенький третий уровень — под библиотеку. Видел, что ему понравился результат, и сам как будто сидел там под крышей, с книгой.

Практикум по Бубырю

Был ещё один урок, который дал мне этот дом. Урок, который не планировался, но для которого до странного благоприятно сошлись все условия. Тогда у меня был самый разгар работы над сайтом об Алексее Бубыре, главной темой которого, как известно, был жилой многоквартирный дом. И вот я получил возможность на практике ощутить, каково это — проектировать и строить такую махину. Причём и объём, и конструкции с материалами были почти те же самые, что и сто лет назад: продольные несущие кирпичные стены, скатная металлическая кровля, в отделке штукатурка и путиловский камень. Монолитный железобетон и тот был в начале 20-го века. По большому счёту из нового появились только стеклопакеты и пластиковые трубы.

Соответствие окружению

Намеренная или нет (скорее всего нет), архаика в материалах и технологиях сослужила добрую службу дому — он довольно легко вписался в окружение. Особенно это заметно на дворовом фасаде, где в брандмауэре не сразу и признаешь новое строительство. Конечно, сыграла свою роль и архитектура Сергея Гурнова — человека, без сомнения, талантливого, с хорошим вкусом. Единственная претензия, которую я могу поставить дому в вину — один этаж в нём явно лишний. Но это, скорее всего, не желание архитектора, а «тенденции рынка».

На месте «Балтики»

Дом был построен на месте снесённого кинотеатра «Балтика». Вот здесь можно посмотреть, как он выглядел. Я сам в детстве несколько раз в нём что-то смотрел, но, как ни странно, особой ностальгии не испытываю. Да, постройка Груздевой и Чайко была хороша, но и за дом мне не стыдно. Скорее наоборот — я горжусь тем, что принимал участие в проектировании.

Об авторстве

Если зайти на сайт М4, то этот дом там есть. Вот только меня там нет. Вот так — год работаешь над домом, вживаешься в него, ездишь на авторский надзор, смотришь, как он растёт — как ребёнка растишь. А потом бац — «вас тут не стояло». Вряд ли тут злой умысел, скорее невнимательность. Лучше всего отнестись к этому философски. В любом случае — год, вложенный в него, был тяжёлым и напряжённым, но это было отличное время. И, пожалуй, именно на этом объекте я себя зауважал как архитектора.