Веб-проекты

Алексей Бубырь – постройки в Петербурге

Алексей Бубырь. Постройки в Петербурге

Сайт, выросший из студенческой работы 1993-го года. На 3-м курсе ЛИСИ по истории архитектуры был модерн, читала его Маргарита Сергеевна Штиглиц. Она сразу предложила всем желающим вместо сдачи зачёта сделать доклад с фотографиями об одном из архитекторов Петербурга периода модерна.

Я взял Бубыря, родительским «Зенитом» наснимал постройки, начал писать тексты... Доклад тогда я не доделал, сдав и без того зачёт на «отлично», но тексты и фотографии пригодились шесть лет спустя, когда мой друг и однокурсник Алексей Смирнов предложил сделать вместе какой-нибудь сайт. Тема построек Бубыря пришлась кстати. Некоторые тексты, например, про дом Капустина, вошли на сайт без изменений.

Из литературы про Бубыря на тот момент была только статья Валерия Григорьевича Исаченко. Там, в общем-то, всё уже про Бубыря написано. По прошествии лет видишь, что это текст канонический, и по сути добавить нечего, можно только мусолить детали. Но тогда мне было важно сказать что-то своё, или хотя бы сказать своими словами. Получилось или нет – не мне судить, но со времени опубликования нашего сайта по сети стало гулять множество копий уже моих статей, в большинстве случаев – без указания автора.

Национальный романтизм в архитектуре Хельсинки и Тампере

Национальный романтизм
в архитектуре Хельсинки и Тампере

В 2001-м году я впервые выехал за границу, в Финляндию. Целью поездки было найти степень финского влияния на архитектуру Бубыря. Из книг тогда почерпнуть можно было мало: фрагментарные сведения у Иконникова и брошюра Кириллова без иллюстраций не удовлетворяли любопытства (книгу Курбатова «Хельсинки», более информативную, я нашёл только потом). Предстояло изучить вопрос на месте.

Реальность оказалась настолько больше моих ожиданий, что отодвинула вопрос о влиянии на второй план (для себя я решил, что оно присутствовало, но не в определяющей для манеры Бубыря степени – как мастер, а не плагиатор, он шёл своим путём). Построек архитектуры периода модерна, особенно в его национальном варианте, оказалось столько, что было совершенно невозможным не поделиться этим с русской аудиторией. Большим подспорьем для наполнения сайта стал удачно приобретённый справочник «Helsingin jugendarkkitehtuuri 1895-1915», информацию из которого пришлось выковыривать со словарём. Начав учить финский язык по самочителю, и достигнув за несколько лет некоторых, пусть довольно скромных, успехов, делать это стало значительно легче.

Многое на этом сайте впервые появилось на русском языке, многие постройки и имена благодаря мне вошли в оборот – научный и не очень. И неспроста, мне кажется, с 2003-го года, как существует сайт, финский модерн стал для нас ближе и понятнее.

Без башни

Без башни

Взявший исторический реванш в 1991-м году российский капитализм местного разлива – то есть периферийного типа, экспортно-ориентированный – должен был найти своё выражение и в архитектуре. Мелкий бизнес воплотился в ларьках, средний – в многочисленных ТЦ и БЦ, крупный долгое время был представлен только в Москве – т. н. Москва-Сити. Но дошёл черёд и до нашего города

В 2006-м году Корпорация решила явить себя городу, но сделала это так уродливо и по-хамски, что даже мощное пиар-сопровождение не сумело перебить хор голосов против идеи «Охта-центра». Я тоже решил посодействовать сопротивлению, и сделал это, как мог – собрал архитектурную критику проекта и выложил на сайте (без единой картинки! – только тексты, только хардкор только информация). Было это в 2008-м году.

С тех пор проект на Охте заглох, вместо него возвели хмарочос в Лахте, где он не стал более осмысленным, но хотя бы не убивает старый город близостью себя. А статьи на сайте «Без башни» актуальны до сей поры.